воскресенье, 1 февраля 2015 г.

Турецкий гамбит .

     Статья была написана специально для BlackSeaNews
Позиция Турции в крымском вопросе стала, пожалуй, главным разочарованием для украинской дипломатии в 2014 году. Надежды на автоматическую поддержку Турцией Украины, основанные на исторической связи Турции и крымско-татарского народа и занятой крымско-татарским народом проукраинской позиции, выступившим фактически единственной организованной силой на полуострове против российской оккупации, не оправдались в том объеме, на который Украина явно, но необоснованно, рассчитывала. 



     Не встретив такой же поддержки от Турции, которую Украина получила от США, ЕС, Канады, Австралии и Японии, Украина упустила инициативу в борьбе с РФ за союзничество Турции в крымском вопросе.  РФ, в свою очередь, действовала быстро и решительно, хоть и имела изначально значительно худшие позиции -  помимо крымско-татарского вопроса еще и прямое участие на противоположных сторонах с Турцией в сирийском конфликте. Тем не менее, одним визитом Президента Путина,  с газовым предложением, от которого Турция пока отказаться не смогла,  РФ добилась констатации от Турции того, что отношения между этими странами стали самыми лучшими за последние 500 лет и это на фоне двух, фактически развязанных РФ,  войн на границах Турции. 

     Синхронно с прекращением всяких публичных попыток официального МИДа Украины изменить отношения с Турцией в свою пользу, вопрос возврата Крыма руководством Украины практически перестал звучать, как задача для внешней, так  и для внутренней политики государства. Иногда создается впечатление, что этой проблемой больше обеспокоены в США и ЕС, чем в Украине. Если Украина будет продолжать использовать такую пассивную тактику в Черноморском регионе, надеясь только на влияние на Турцию со стороны США и ЕС и действие введенных ими в отношении Крыма санкций,  и не прилагать собственных активных усилий на всех возможных направлениях, в первую очередь дипломатических, политических и экономических, то, в конечном итоге, она фактически потеряет  моральную, а вслед за тем и правовую возможность возврата Крыма в состав Украины, чем РФ безусловно воспользуется в полной мере.

     Очередность решения конфликтов - сначала Донбасс, а затем Крым - это та игра, которую предложена и пока успешно реализуется Кремлем в своих интересах и совсем не отвечает интересам Украины. Одних заверений Президента Порошенко о том, что вопрос Крыма с повестки дня никто не снимал, уже достаточно, чтобы убедиться в обратном. Налицо отсутствие единой государственной стратегии по возврату Крыма в состав Украины, несмотря на то, что с момента его аннексии прошел уже почти год. Парламент сподобился только на несколько поспешных и противоречивых законов, не носящих системного характера. Единственный документ, разработанный экспертами общественной инициативы Майдана Закордонних Справ, в виде сбалансированной "Стратегии возвращения Крыма", пока не нашел достойного отзыва и вообще какой-либо внятной реакции от официальной власти, а интересы страны не позволяют дальнейшего развития ситуации в таком проигрышном для Украины ключе. Мало того, с трудом остановленная этими же общественными силами операция по переводу главной базы ВМС Украины из Одессы в Николаев, сигнализирует о катастрофическом положении в государственной политике Украины в Черноморском регионе.

Восток - дело тонкое!

     Очевидно, что любая политика, а в особенности на Востоке, должна строиться как на понимании и уважении интересов партнера, так и умении отстаивать свои собственные интересы, в том числе, и уж точно не в последнюю очередь, экономические. Отношения "покупатель-продавец" являются здесь естественной формой как межличностных, так и государственных отношений. "Голая" политика и призывы к бескорыстной дружбе против кого-либо, а тем более против России, ни у одной страны на Востоке точно поддержки не найдут. Здесь не дружат "против", здесь дружат "для", для получения собственной выгоды в первую очередь, но и предпочитают иметь дела с теми, кто имеет достаточную силу для того, чтобы самостоятельно формулировать и отстаивать собственные интересы и выгоду, а не прятаться за чью-либо спину.

     Политика Украины в Крыму и Черноморском регионе за все годы независимости была прямо противоположной и продолжает оставаться таковой и сейчас. Крымско-татарский народ и Турция по большому счету, кроме политических деклараций, за 20 лет не дождались от Украины реальной экономической программы сотрудничества, которая могла бы стать крепким фундаментом обеспечения мира в Черноморском регионе. И если раньше подобные решения фактически блокировалось в Крыму "пятой колонной" Кремля, то,  что мешает сейчас начать это исправлять? 

     Если этот процесс не будет начат в самое ближайшее время, то Украина потеряет свое значение, как морская держава вообще, наличие же совместных с Турцией экономических проектов на территории Украины в области легкой промышленности (текстильное и швейное производство, особенно в условиях необходимости обеспечения обмундированием украинской армии), пищевая промышленность и интенсивное сельское хозяйство (овощи, фрукты), морская логистика - строительство портовых терминалов в дельте Днепра и Южного Буга для перевалки грузов "река-море", кораблестроение, авиастроение и сотрудничество предприятий ВПК, туризм и банковский сектор, строительство и энергетика - вот тот интерес, который позволит Украине заполучить надежного союзника в Черноморском регионе, а в сочетании с особыми, сложившимися у Украины сейчас союзническими отношениями с США, Канадой и ЕС стать тем мостом, который свяжет Запад и Восток Европы и заложит основу мирного развития для всех стран региона. 

     Создание разного рода серых свободных экономических зон в Крыму и на оккупированной части Донбасса занятие вредное и бесперспективное в экономическом плане. Это зоны оккупации и других названий у них быть не должно, по крайней мере в украинской транскрипции, ведь преференции для ведения и развития бизнеса нужно создавать союзникам, а не врагам.

    Поэтому, поддерживая полностью идею создания органа исполнительной власти временно оккупированного Крыма на территории Украины, например в Херсонской области, которая выдвинута в "Стратегии возвращения Крыма" от Майдана Закордонных Справ, считаю чрезвычайно важным проведение бизнес-форума с турецкими предпринимателями по созданию на Юге Украины -  Запорожская, Херсонская, Николаевская и Одесская области масштабного украинско-турецкого инвестиционного проекта - "Черноморской экономической инициативы 21 век" с максимально привлекательными условиями для инвестиций в новые совместные предприятия. Это послужит экономическим фундаментом также и для тех гуманитарных программ поддержки крымско-татарского народа, которые изложены в "Стратегии...", поспособствует созданию новых рабочих мест, в том числе и для переселенцев из Крыма, да и привлечь турецкие инвестиции Украине в условиях «гибридной войны» на своей территории легче, чем европейские, что подтверждает и грузинский опыт.

     Следующим направлением усилий Украины, чрезвычайно важным для влияния на черноморский регион, является активизация работы международной организации ГУАМ, с дальнейшим ее расширением за счет привлечения в нее стран Средней Азии ( Туркменистана, Узбекистана, Таджикистана, Киргизии , ведь на начальном этапе создания этой организации планировалось вхождение Узбекистана и  название было ГУУАМ, но потом, видимо под давлением РФ, Узбекистан отказался от участия в проекте), Турции и прибалтийских государств. Это стратегическое для Украины экономическое направление - участие в континентальном логистическом проекте - создании нового "Шелкового пути" - связать Среднюю Азию, Каспийский регион, Кавказ и Север Европы транспортным коридором, независимым от РФ. Ключевым в этом вопросе являются традиционно хорошие отношения Украины с Узбекистаном , Туркменистаном, Грузией и прибалтийскими странами, Турции и Узбекистана, Азербайджана с Туркменистаном,  Грузией и Турцией. Такая организация смогла бы положить конец извечной экономической зависимости стран Средней Азии от РФ, основой которого является отсутствие, альтернативного российскому направлению, транспортного сообщения этих стран с европейским континентом. Такой экономический союз будет служить установлению устойчивого мира не только в Черноморском регионе, но и на Кавказе и очень благоприятно влиять на ситуацию в Иране и Афганистане. Сейчас, из-за катастрофического экономического положения РФ, особенно в финансовом секторе, который в свою очередь наносит разрушительный удар по экономикам этих государств во многом зависимым от рубля, у Украины есть шанс сыграть одну из важнейших ролей в  процессе экономического возрождения Средней Азии.

     Еще один фактор, который имеет огромное значение на проблему возврата Крыма и стабилизации ситуации в Черноморском регионе, и не используется Украиной в должной мере, есть активизация сотрудничества с Израилем. Украина также нуждается в поддержке Израиля, как и Израиль в поддержке Украины. Для огромного количества граждан Израиля борьба Украины с РФ понятна, близка и пользуется безоговорочной поддержкой. Обе страны подвергаются террористическим атакам, инспирированным Кремлем, а опыт Израиля в  создании процветающей экономики в условиях непрекращающейся агрессии с сопредельной территории, бесценен для Украины. Поэтому Украина кровно заинтересована в сотрудничестве в технологическом, оборонном и научном секторах, а Израилю выгодно использовать дипломатические возможности Украины для стабилизации обстановки на Ближнем Востоке и развитии новых экономических связей со странами, сотрудничество Израиля с которыми оставляет желать лучшего.

     Иными словами, Украина может, используя нынешнюю международную ситуацию, вернуть себе место важного международного игрока, утраченное ею когда-то в борьбе с Российской империей, не имеющего ее имперских амбиций, но способного находить компромиссы между восточной и западной цивилизациями, обеспечить новый уровень экономических связей и содействовать установлению надежного мира в одной из самых горячих точек планеты. Украина способна предложить  путь объединения ресурсов и возможностей стран в этом регионе, основанный, с одной стороны, на исторической базе и ментальном сходстве, взаимном многовековом проникновении культур, а с другой стороны, на глобальных взаимовыгодных экономических интересах, отражающих современные мировые тенденции,  мирное экономическое процветание взамен политики "разделяй и властвуй" в исполнении РФ.

      Такой шанс Украина вернула себе именно сейчас и за то, чтобы этот шанс у Украины вновь отобрать и ведет войну РФ. Дипломатические усилия, о которых речь шла выше, должны дополнить и гармонизировать усилия Украины в европейском направлении, и не менее важны, чем модернизация армии, борьба с коррупцией и реформирование экономики страны, поскольку органично их дополняют в рамках единой стратегии укрепления украинской государственности.
АЕ.

Комментариев нет:

Отправить комментарий